ITSM-система – эффективный и очень популярный подход к управлению IT-услугами. Он упрощает взаимодействие бизнеса и поставщика IT-услуг, будь то собственный отдел IT или сервисная компания. Сделать ITSM-систему еще эффективнее помогает ИИ. Из этой статьи вы узнаете, какие проблемы ITSM-системы можно решить при помощи ИИ и какую выгоду от этого получает бизнес.
В эру цифровизации практически каждому бизнесу нужен IT-отдел или IT-подрядчик на аутсорсе. Специалистам доверяют разные задачи:
Проблема в том, что бизнес не всегда может эффективно управлять своим IT-отделом. Ведь компании привыкли работать с ресурсами. Например, есть два ресурса: промышленный станок и мастер. Компания знает, сколько времени, сырья и денег нужно для того, чтобы мастер изготовил на станке деталь. Неожиданностей не возникает.
Но этот ресурсный подход не получится применять к IT-отделу, так как предсказать результат работы бывает сложно. Например, корпоративную почту можно рассматривать как ресурс. Но почему в одном случае ее получается восстановить за час, а в другом на это требуется 2 дня и намного больше денег? Проблемы действительно разные или просто IT-подрядчик решил немного отдохнуть и при этом больше заработать?
При ресурсном подходе исполнитель все равно поддерживает корпоративный ресурс, например, обеспечивает работу той же почты. Но бизнес не может ни оптимизировать, ни спрогнозировать финансовые и трудовые затраты.
ITSM – это принцип управления IT, как набором услуг. Она разработана на основе огромной библиотеки ITIL, которая содержит опыт IT-отделов различных компаний по всему миру.
Давайте разберем на примере. Допустим, компания нуждается в стабильной работе корпоративной почты. Собственный IT-отдел или подрядчик предоставляют услугу по поддержке email. У этой услуги вполне измеримые параметры:
Бизнес оплачивает именно эту услугу и ему не приходится вникать в детали. Финансовые траты на поддержку почты также стабильные. Все параметры и задачи, которые входят в услугу, прописаны в специальном договоре SLA. Все четко и прозрачно.
Внедрение системы ITSM дает бизнесу много преимуществ:
Наша компания также активно применяет ITSM подход для управления услугами. Он помогает более рационально использовать наши ресурсы и постоянно улучшать качество обслуживания.
Эта система в разы повышает эффективность IT-отделов и компаний, но не может решить всех существующих проблем. С самыми большими трудностями IT-специалисты сталкиваются на этапе взаимодействия с клиентами и заказчиками. У службы поддержки или сотрудников, выполняющих ее функции, постоянно не хватает времени и ресурсов. Приходится обрабатывать огромное количество запросов в сжатые сроки. При этом многие вопросы стандартные и часто повторяющиеся, но на них все равно нужно тратить много времени. Ведь сотруднику нужно:
Чтобы ускорить этот процесс, используются специальные алгоритмы и готовые решения для наиболее распространенных задач. Но это помогает лишь частично.
Из-за большой загруженности стандартными задачами у сотрудников не хватает времени и ресурсов для более сложных и нетипичных проблем. В результате решение этих задач затягивается, а качество обслуживания снижается.
Машина может взять на себя обработку стандартных запросов. Системы на основе нейронных сетей хорошо обучаемы. Их можно научить понимать разговорную речь, анализировать информацию с изображений, например, со скриншотов. ИИ сможет делать выводы и различать закономерности, за счет чего он будет постоянно учиться и улучшать свои алгоритмы.
Благодаря этим особенностям ИИ сможет обрабатывать запросы, которые постоянно повторяются и решаются похожими способами. На него получится переложить часть задач службы поддержки первого уровня. После машинного обучения ИИ сможет:
Важное преимущество ИИ в том, что он запоминает все обработанные заявки и постоянно учится. Например, он запомнит, в каких случаях и каким способом клиент может вернуть купленный товар и в дальнейшем будет использовать эту информацию для более эффективной обработки запросов.
ИИ понимает, какие проблемы не относятся к категории стандартных и требуют более сложных решений. Такие запросы он передает специалисту. Более того, благодаря обратной связи ИИ определяет, кто из IT-специалистов команды эффективнее всего решает ту или иную задачу, и учитывает это при распределении запросов.
Внедрив ИИ, получится автоматизировать часть работы службы поддержки. Это поможет снизить нагрузку на специалистов и освободить больше времени для решения сложных и нестандартных задач. Чем выше степень автоматизации процессов, тем больше пользы для предприятия. Такой подход помогает повысить удовлетворенность IT-специалистов, других отделов компании и клиентов.
Сказать в общем, сколько именно времени и кадровых ресурсов удастся сэкономить, не получится. Все зависит от количества запросов, которые поступают от клиентов, от стоимости внедрения ИИ и качества его обучения.
Но если говорить о среднестатистической службе поддержки, то порядка 60-80% поступающих клиентских запросов можно отнести к стандартным. Если предположить, что в месяц компания получает 1000 запросов, то около 700 из них будут типичными. На работу с каждой заявкой у работника службы поддержки уходит около 20 минут, а значит на все поступившие в течение месяца стандартные запросы уйдет примерно 233 часа. ИИ поможет освободить это время.
К другим преимуществам относятся:
Какие могут быть плюсы от внедрения ИИ в более отдаленной перспективе? Компания сможет воплотить принцип проактивной профилактики проблемы. Часть времени и сил сотрудников можно будет направить на быстрый поиск дефектов и предотвращение проблемы еще до того, как клиент обратится с запросом. В рамках концепции ITSM это также значит, что IT-специалисты смогут разработать алгоритмы для самостоятельного решения мелких проблем сотрудниками компании. Такой подход существенно повысит удовлетворенность клиентов и пользователей IT-услугами.
Важно понимать, что эффективность ИИ зависит от качества его обучения. Чем лучше качество данных, которые используются для обучения, и чем больше их количество, тем эффективнее будет работать ИИ. Существенную роль также играет продолжительность обучения. Чем дольше ИИ учится, тем больше запросов сможет в итоге взять на себя.
Input your search keywords and press Enter.